Admin
Главный
Создано тем: 6, ответов: 0
Откуда:Киев |
Психологическая готовность ребёнка к школе
Чем ближе учебный год, тем тревожнее становится на душе у родителей будущих школьников. Готов ли ребенок к школе, как проверить будет ли успешной адаптация малыша к новым условиям, как безболезненно ввести первоклассника в режим школьной жизни... Готовность к школе это целый комплекс факторов, а не только умение ребенка читать и писать. Психологическая готовность к школе – возможность оставаться одному без родителей. Возможность ребенка концентрировать и переключать внимание, умение взаимодействовать с детьми в коллективе и многое другое. Лучше готовы к школе дети, которые посещали детский сад или ходили на развивающие занятия. Но даже если ребенок рос исключительно дома, перед школой нужно приучить его к определенному режиму дня: вставать и ложиться спать в определенное время, садиться заниматься, играть. На что обратить внимание- Проверьте, готов ли будущий школьник физиологически. Очень часто ребенок достаточно развит интеллектуально, а физически он не готов к учебным нагрузкам. Часто дети в школу уже приходят с хроническими заболеваниями, а из-за школьной нагрузки ребенок начинает болеть чаще. Из-за этого хромает успеваемость.
- Проверьте, умеет ли ваш будущий ученик 6-7 лет концентрировать внимание на необходимой, но неинтересной деятельности 5-10 минут. Может ли он запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. Попробуйте назвать слова еще несколько раз, после 3-4 повторений он должен запомнить больше половины. Так вы проверите его память.
- Посмотрите насколько у ребенка развито воображение и мышление. Дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку.
Еще один важный фактором готовности – социальная адаптированность. Первоклассник должен уметь подчиняться законам коллектива, придерживаться общепринятых норм и правил. Также важна стабильность эмоционального состояния ребенка. Иногда школьные нагрузки, которые ложатся на плечи детей позволяют им умственно развиваться, а личностные, эмоциональные процессы в этот момент тормозятся в развитии. Ярким примером этому могут служить эмоциональные срывы в виде заикания, энуреза, формирования страхов. Эти сигналы позволяют утверждать, что ребенок не готов к школе. Не забудьте спросить у будущего ученика, хочет ли он идти в школу? Так вы проверите его мотивационную готовность. Не ждите ответа «Я хочу узнавать что-то новое». Не много детей хотят заниматься каждодневным тяжелым трудом. Социальный момент, или простой интерес, или вопрос престижа - тоже хорошая мотивация. Обратите внимание на то как ребенок пишет и рисует. Если мелкая моторика пальцев хорошо развита, можно прогнозировать, что школьная адаптация пройдет гладко. Тест на готовность Родители могут оценить уровень «зрелости» с помощью наблюдения и ответов на вопросы. Предлагаем вашему вниманию один из множества тестов, которые вам помогут. Оценка развития познания- Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?
- Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
- Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
- Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
- Может ли ребенок назвать большинство гласных и согласных букв алфавита?
Оценка базового опыта- Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
- Был ли малыш в библиотеке?
- Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
- Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
- Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития- Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
- Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
- Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
- Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
- В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
- Четко ли ребенок выговаривает слова?
- Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
- Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?
Оценка уровня эмоционального развития- Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
- Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
- Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
- Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Оценка умения общаться- Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
- Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
- Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Оценка физического развития- Хорошо ли ребенок слышит?
- Хорошо ли он видит?
- Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
- Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила)
- Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
- Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?
Зрительное различение- Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?
- Может ли ребенок различать буквы и короткие слова (кот/год, б/п)?
Зрительная память- Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?
- Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
Зрительное восприятие- Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
- Понимает ли он, что читают слева направо?
- Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
- Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.
Уровень слуховых способностей- Может ли ребенок рифмовать слова?
- Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
- Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
- Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам- Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
- Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
- Задает ли вопросы о словах, об их значении?
Тема Создана: 30.05.2017 14:09:20
|